В наши деньки слово «анатема» часто появляется в репортажах СМИ о Церкви, хотя уживается оно в косвенном значении: к примеру, в последнее время каждый раз, как Папа Франциск критически высказывается в адресок определенной категории или по отношению к какому-то миропониманию или поступку, журналисты наполняют средства заметки «громкими» заголовками, такими как «Папа подвергнул анатеми коррупционеров». Либо, говоря о негативном отношении к некоторому появления, также говорят об «анатему», к примеру, «анатема жадности». Понятно, слово «анатема» в этом употреблении не отвечает еклезиологичному значению сего термина
В первые времена существования Церкви анатема наделялась что же значением, которое мы находим в Новеньком Завете: то есть отделение от Христа и отлучения от Него Церкви. Из первейших веков поместные соборы подвергали анатеми христиан, виноватых в тяжких преступлениях. Первое такое аттестат относится к Ельвирського собора начало 4 век).
Потом анатема постоянна применяться как вердикт еретикам или же еретической теории. Начиная с пятого столетия анатема купила больший вес в сравнении с отлучением. Анатема значила полное отделение от общины правильных, тогда как отлучения имело в облику только невозможность принятия Таинств
Термин«анатема» довольно часто встречается в Папских булах и соборных распоряжениях эпохи Средневековья, в основном по отношению к еретикам
В последующую эпоху важное документальное свидетельство об анатему мы находим в енциклици Папы Льва XIII Quod apostolici muneris от 28 декабря 1878, где Папа осуждает учение коммунизма, социализма и нигилизма. Лев XIII ссылается на собственных предшественников Пия VII года понтификата 1800-1832) и Льва XII 1823-1829), коие – пишет Лев XIII – «поражали анатемою секретные секты, снова предостерегая общество от угроз, которым оно подвергалось».
Начиная с ХХ век термин«анатема» стал уживаться все пореже. В новом Кодексе канонического права упраздненные все «карающие законы» канон 6), выданные Апостольским Престолом. Впрочем, мы находим упоминание об анатему в документе Интернациональной богословской комиссии 1990 года «Интерпретация догм», кот-ая цитирует свои же документы, датированные 1972 и 1973 годами. « Перед лицом чрезвычайной двусмысленности в демонстрации доктрины, – свидетельствует документ, – и в том числе и несовместимости ее с верой Церкви, она Храм) может оказать ошибку и обязана искоренить ее, вплоть до формального отбрасывания лжи как крайнего орудия защиты веры Народа Божого». «Христианству, – читаем далее, – неспособному больше сказать, собственно что им есть, а что нет, и где протекают его границы, ничего было бы сказать». «Апостольская функция подвергать анатеми по сей денек является правом Учительства Церкви; и использовать его может стать для него обязанностью».
Этим образом, последняя известная нам задокументированная анатема Апостольского Престола когда был употребленный непосредственно этот срок) сходит к XIX век, но отлучение от Церкви или осуждение различных обучений – это практика, распространенная в Церковной Церкви к ныне. Кроме того, сообразно приведенному нам текстом Международной богословской комиссии, не исключено, собственно что Церковь еще будет применять свое право и в том числе и обязанность – как отмечается в документе – подвергать анатеми.
Вы находитесь: События > Новости > Когда в последний раз прозвучала анатема в Католической Церкви?