80 лет что Степан Бандера был предназначен краевым проводником ОУН и краевым комендантом УВО на западноукраинских территориях. Это стало закономерным результатом всей предшествующей деятельности этой в то время юный 1909 года рождения), но очень энергичной, деловой и харизматической личности, чья лояльность украинскому делу не вызвала колебаний ни у друзей, ни у врагов. Деятельный участник «Пласту» и его детских, и юношеских, и совершеннолетних формаций), деятель студенческого движения, член подпольной ОУН… Он оказал средствами качествами большое впечатление на фаворита ОУН и УВО полковника Евгения Коновальця, наконец в 1932 году Бандера становится заместителем краевого проводника, в декабре такого как же года – виконувачем обязанностей проводника, а в середине 1933 года – наиболее краевым проводником, фактически – вторым человеком во всей организации
Сейчас, когда на украинских националистов и непосредственно на Степана Бандеру снова постараются, как то говорят, «навесить всех собак» и продемонстрировать борцов за свободу Украины бездумными заризяками и сворами бандитов, следует вспомнить те условия, в которых формировались личности этих националистов, и ранешние этапы борьбы Бандеры и его генерации за волю собственной страны
На каком грунту увеличился украинский радикальный национализм?
Галиция к что времени из отсталой австрийской провинции с народным доминированием поляков, из территории, ведущую массу населения которой польские шовинисты без должного уважения называли нациями «попов и хлопив», уже трансформировалась на украинский Пьемонт, костер государственного духа, где происходили активные процессы государственного самоосознания. Значительную роль в подготовке этих процессов на протяжении XIX столетия игралась национальная религиозная интеллигенция. Хотя в ее среде было многому адептов так называемого москвофильства, идеологии ориентации на Отечественную империю, однако было значительно больше народовцив – идеологических предтеч украинского национализма, которые считали украинцев отдельным целостным народом, а не ответвлением русского этноса, как думали их оппоненты из москвофильського лагеря
Галицкий поэт Василий Пачовський в том числе и написал стих «Сфинкс Европы», собственно что стал для народовцив программным:
И мой дух, но вами клятый,
Вечно бодрий, все заядлый,
Не полягне и не умрет,
Аж Российскую Федерацию розидре:
Так на двое, например на двое,
Москва то есть, а мы – то есть
Народовци одержали историческую победу над москвофилами на землях Галиции, после чего москвофильство было там как абсолютно маргинальное направление. Именно к народовського напрямую галицкой религиозной интеллигенции принадлежал основатель Степана батюшка Андрей Бандера. Когда постала Западно-Украинская Этническая Республика, он согласился добровольно к Украинской галицкой армии, где ставкапеланом.
Дабы понять, в какой духовной среде воспитывался и складывался будущий проводник украинских националистов, идет по стопам прочитать строки летописца ОУН-УПА Петра Мирчука:
«Тоди-то, десятилетним мальчуганом, Степан Бандера впервые увидел увлекающее великолепие возрождения наций. Он видел, с каким торжественным подъемом духа, с которым вниманием и набожностью поднимали украинские фермеры вверх сине-желтый флаг, знак восстановленной на западноукраинских землях 1 ноября 1918 года украинского страны, с которым решительностью присягали они быть правильными и добрыми гражданами украинского государства и защищать ее собственной грудью перед всяким врагом. Лицезрел, как охотно становились украинские фермеры в ряды украинской армии и отходили на фронт, как мужественно воспринимали разлуку, может, и навсегда, со средствами мужами украинские женщины, с гордостью объясняя своим ребятам, что их отец идет вести войну за Украину. Эта трогательная и величавая картина возрождения страны, восстановление украинской государственности порезалась глубоко в молоденькую душу Степана Бандеры, как и множества других его современников, и вытеснила собственную печать на него духовности».
А позже были длинные года трудного для украинцев господства победного польского шовинизма. Непосредственно в Галиции в 1920 году бывшие впрочем самые они не считали себя бывшими) старшини армии УНР и Украинской галицкой армии сделали Украинскую военную организацию – УВО, предшественницу ОУН. Ими правили боль поражения и неудержимое стремление каждой ценой выбороть государственную независимость для собственного народа
Одной из главнейших оснований поражения национально-освободительных соревнований 1918-1921 лет они считали неспособность Центральной Счастливы и правительств УНР к эффективной работе в критериях острого противостояния со стороны наружных и внутренних противников. Бесконечные распри и интриги депутатов Центральной Счастливы, демагогическая болтовня, безответственность и т.п. убедили вийськовикив в что, что только организация, построенная на интенсивном жертвенном патриотизме «Получишь Украинское Правительство или погибнешь в борьбе за нее») и на стальной армейской дисциплине, способна возвратить украинцам утраченное правительство. Эти принципы становятся идейно-этической почвой ОУН, що виникла 1929 года
Партизанская война против оккупантов и ее огласка
Под управлением Бандеры ОУН на Галиции активизирует классические уже пропагандистские кампании и начинает серию карательных промоакций против представителей польской оккупационной власти. В частности, в 1934 году боевик ОУН Григорий Мацейко в Варшаве убил польского министра внутренних дел, генерала Бронислава Пєрацького, серьезного за государственный террор против украинцев во время например называемой «пацификации». После этого напротив Бандеры и его соратников состоялся судебный процесс, кот-ый оказал огромное влияние на понимание как украинского, так и польского общества. В частности, польское газета Wiadomo?ci Literackie 15 декабря 1935 года опубликовало заметку Ксаверия Прушинського, где говорилось:
«Те люд убили, желая служить делу собственного народа. Мы не думаем, собственно что таким образом они ей отлично служили. Успешно служат они ей лишь только что теперь: три четвертини польской печати, кот-ая на протяжении семнадцати лет не желали знать слова «украинский», на протяжении данных трех недель научились этому тексту и уже его не забудут. А люд, которые не писали иначе, как об «гайдамаках», сейчас стыдятся того дурака баналу… 17 лет товкмачили нам, собственно что расширение, даже с помощью насилия, на окраинах польского языка есть равнозначным с расширением польськости, прищиплюванням любви к Польше. А вот тут эти люди, хотя знают польский язык, не желают говорить по-польски… Учили нас, собственно что целая и «Украина» является искусственным творивом, коие исчезнет с последними по следам австрийского страны, произведением которой она была. А что временем – это и «Украина» своей ненавистью к нам бухает сейчас сильнее, чем за тех давнешних, неспокойных времен… Надо, чтобы все в Польши застановилися над загадкой тех контрастов. Звидомлення из процесса печатают все дневники в Польши. Хотелось бы, чтобы мы длинной очередью были проведены вопреки лаве обвиненных, чтобы заглянули глубоко в очи этих ребят. Это мусило быть собственно что-то важное, когда уклад отношений двух соседних народов и роль страны сумели уничтожить у этих людей увлечения юностью и жизнью и вместо того зродити идея о вколачивании и самопожертвовании… Это не мальчишки, которые не имели денег на кинотеатр и на водку. Это мальчик, в душе которого вкоринилась любой год пригадувана ненависть ноябрьских дней, гордое пренебрежение к польской «превосходству» и к отрицанию ему в том числе и права на национальное имя».
А орган польских народовцив Prosto z mostu напечатал заметку «Справа самая важная с важных», в коей подчеркивалось:
«Мы, польские народовци, имеем долг найголоснише говорить о том, что присутствует украинский народ, что он живет и сражается за свое право на жизнь. Непосредственно мы должны понимать и ценить геройское усилие украинского народа, который на протяжении сотен лет не содержит своей государственности, что его русифицируют, полонизируют, раздирают, а он практически постоянно длится. Пусть украинских националистов несомненно будет только горстка, однако напряжение жертвенности, посвяти и героизма что горстки такое имеющееся большое, собственно что его хватает не только на то, дабы воскресить, а даже создать нации».
Страницы: 1 2
Вы находитесь: События > Новости > Степан Бандера: эпизоды революционной борьбы