Попытайтесь подняться над собой. Взлететь ввысь, под тучи, и наиболее внимательным чином, нерасторопно, оттуда, со стороны и высоты, независимый как птиц, посмотреть на Человека. Взглянуть сквозь подол времени, наносные культурные слои, противоречивые религии, массивные обычаи и традиции
Хотя бы вглядеться в то, как еще вчера жили ваши опекуны и деды, которыми внутренними законами оперировали они. И как и чем сейчас живете и вы руководствуетесь. Как заботливый наблюдатель, не заинтересованный в есть к лицу самообмане, одиннаодин с собой вы увидите, что Человек, как и ранее, втиснутая, будто кукла в замшелый сундук в последствии того, как с ней наигрались, в узенькие рамки перцепций и апперцепций о себе и мир, о добре и зле, о правде и вранье. О что, как надо жить и как существовать не надо.
Когда в обществе по каким-то основаниям перестают действовать законы государства, Человека, как правило, ничего не остается, как адресоваться к законам морали и нравственности. К законам, как ему может показаться на первый взгляд, высшей, и потому правильным и соответствующим для всех случаев жизни. Почти все из нас, в той или иной мере, руководствуются этими высшими законами практически постоянно, несмотря на времена и обстоятельства, в святой вере, коие поступают правильно, и внутренне за чувствуют душевный подъем и ощущают себя немаленькими Людьми, чем те, кто, по их воззрению, этих законов не соблюдает
Какие они, эти высочайшие законы морали и нравственности, кто их уточняет и зачем они нужны? Конечно, в первую очередь отлично всем знакомое библейское «Не убей, не укради, не совершай перелюбу»… Далее – не настолько часто вспоминаемое, не прописное, хотя не менее важное: старших хотелось бы уважать, не обижать младших, показывать заботу о братьях наших меньших. Быть патриотом, обожать жену (мужчины) и детей, проявлять заботу о опекунов. Не врать, не пить, не выкурить и т.д. А устанавливают их, конечно, самые люд, наделенные теми или другими «морально-этическими полномочиями» – философы, писатели и муниципальные мужи, исходя из опыта прошлых поколений и формируется в тому или другому направления нашего времени. Устанавливают их, как правило, в целях духовного становления Человека, спасение его Души, сбережение его божественной целостности… ну, и из-за поддержки закона и порядка в государстве, коие по обыкновению упоминается реже.
Хотя так или они, мы – что, кто взял за парадигму собственного земного существования законы морали и нравственности, идеальные? Так весомые наши аргументы, когда, к примеру, желая поставить жирную точку в длительном споре, мы приводим пример эти высочайшие законы? Не Является ли кое-какие из них, при всей собственной внешней красоте и правильности, в самый один антигуманными, вступают в конфликт с Жизнью и Природой, либо, по крайней мере, не безоговорочными?
Если вернуться ко вступительному предложением подняться ввысь и взглянуть на Человека с высоты, объективно и честно, то нельзя не подметить, что в разные времена, в разных социумах были средства законы морали и нравственности, которые довольно сильно различались, регрессировали и прогрессировали на протяжении маленьких промежутков времени. Некоторые из данных морально-этических законов и совсем отсутствуют, с нашей точки зрения. Старинным грекам, например, понятия «совесть» вообщем было незнакомое. Низшие слои страшились гнева богов. Высшие, как и в данный момент, в богах или сомневались, или абсолютно отбрасывали их, признавая за человеком законы иные: природы и самого человека
Возьмем самый ведущей из всех гуманистических и, итак, нравственных законов – «не убей». Церковь, будучи основным адвокатом морали и нравственности на Земле, конкретно и однозначно дает понять, что человек не отдал жизни человеку, а Господь Бог, и наконец, не человек имеет право ее отобрать. Впрочем не следует забывать, что данной морально-этической максимой, не задумываясь, почаще всего оперируют те, кто не сталкивался с насильнической гибелью своих родных и близких, кто не был жертвой военнослужащих конфликтов, не смотрел в глаза убийцы и не сталкивался с бездеятельностью власти. По статистике, как не феноминально, большинство православных россиян не готовое всецело отвергнуть от себя Мойсеив закон и принять закон исусив, в том числе и теоретически. Так это большинство не право?
«Не укради»… Не идет по стопам забывать, что понятие «чужое, не мое» содержит довольно нечеткие контуры. Понятно, кто у кого похитил, когда подросток садится в твою машину и похищает ее. Либо когда один человек в автобусе вытягивает у тебя из кармашка кошелек. Но можно пользоваться что же прямолинейной терминологией, когда пролетарий, который отработал на заводе 30 лет за скромную зарплату и положил там свое самочувствие, тянет оттуда килограмм гвоздей либо три подшипника? Он – вор в заводе, в страны или не злодейства? А может завод обкрадывать собственных рабочих? А государство своих граждан? Имеет возможность ли моральный закон «не укради» быть примененный и тут? Насколько?
Здесь также уместно припомнить недалекие восьмидесятые, когда существовали понятия «фарцовка» и «спекуляция», наказанные по закону и неприятные обществом по всей тяжести имеющейся морали и нравственности. А ныне, лишь 20 с небольшим лет, часто те же свежие-старые моралисты и нравственники давно примирились с данными явлениями и даже поднимают их практически добродетель, называя их почтенно «бизнес» и «коммерция».
Как быть всеполноценным патриотом, если у тебя хватает зрения, дабы видеть неправомочие и ту же безнравственность действий, которые уживаются государством, государством, в которой ты живешь? Здесь чем какого-либо другого быть нравствующим дураком, закрывает очи на то, что их разрезает, или аморальным интеллигентом – предателем и предателем?
Високоморально не соврать – и тем самым приготовить против себя весь мир, усложнить жизнь другим и даже погубить себя, либо все же правдолюбцем быть не так важно? Насколько? Где та граница правды, дозволяемая моралью и нравственностью – в случае если она вообще может быть проведена, и как она там, где должны быть? Настоящая правда и истинная мораль – две эфемерных субстанции, коие исключают друг друга. Просто потому, что большая часть человечества дает предпочтение мир приятных иллюзий и девясил, истину находит возмутительной и как раз безнравственной. Можно сказать, что морально все безнравственное – до тех пор, пока укрыто от глаз. И наоборот, мораль, отданная огласке, нередко имеет признаки аморальности
Похоже, собственно что мораль и нравственность – настолько же людская выдумка, насколько и юридические законы и законы общежития. И как последние несовершенные и амбивалентные, настолько и 1-ые могут быть неабсолютны и сомнительные. Субстанции кратковременные, непостоянные, часто противоречивые и взаимоисключающие
И поэтому выбор – броситься помогать сознательную подняться либо подтолкнуть падающего, может быть не так однозначным. Хотя бы поэтому, собственно что тот, кому вы помогли подняться, имеет возможность и дальше продолжать падать, в ожидании вашей поддержки. А тот, кому вы дали пинка, в грядущий раз падать будет остерегаться
Вы находитесь: События > Новости > Мораль и нравственность: зачем они?