Израильские археологи Рут Амира и Йоханан Ахарони, собственно что приняли в 1971 раскапывать курган в северо-восточной части израильской пустыни Негев, не имели возможность даже представить себе масштабы предвиденных раскопок.
Телями (на иврите «холм») именуют курганы древних городищ на Ближнем Востоке. Как правило, курганы эти не очень большие. Они занимают не больше нескольких гектаров. Исключение предполагают курганы, которые скрывают гигантские старинные города, например, Тель-Меггидо либо Тель-Хацор.
В Тель-Аради археологи оказали и раскопали мегаполис периода ранней бронзы (это 3000-2 500 гг. к н.э.). Мегаполис был окружен стеной длиной вблизи 1200 метров и предполагается, что на всий протяжности стенки было сведено близко 40 башен! Объемы для древних городов – огромные!
В чем уникальность Тель-Арада? Дело в что, что приблизительно в 2650 г. к н.э. жители оставили мегаполис и никто здесь не селился. Этим образом, археологи впервые увидели развалины древнего города без более поздних культурных напластований, за исключений израильской цитадели, построенной на акрополе, наивысшей точки кургана, спустя более чем 1500 лет. Но несмотря на все вышесказанное более ранних культурных слоев высчитали множество. Люди, которые селились в данном месте, сводили свои дома на руинах прошлых зданий. Таким образом, Тель-Арад – это не поселения, построенное на природный или на насыпной возвышенности. Данный город, как бы стоит на костях иных, более ранних, мост.
Изучения телеи – это археологическая неувязка. Древние городища раскапывают или пласт за пластом по всей плоскости раскопок, или в нескольких местах роют шахты, чтобы увидеть все пластов в разрезе. В первом случае достоверность ценной находки больше. Хотя снятые верхние пластов уже не возобновишь. В сущности говоря, археологи, раскапывая исторические объекты пошарово, вырабатывают их плановое устранение. Все варварство такой работы возможно себе представить следующей аналогией. Допустим, на одном полотне (или доске) раз за одним написали картины некоторое количество выдающихся художников разных времен. Все картины ценные. Хотя увидеть более давнюю мы сможем, лишь только снявши верхний пласта краски, уничтоживши что самым более позднюю картину, также является бесценной реликвией.
Поэтому археологи в начале собственной работы делают один вертикальный разрез – шахту. Спасибо этом разрезе стараются определить число пластов и датировать их.
Вообще, датирование в археологии – уязвимое пространство и предмет бесконечных дискуссий, которые перебегают в «научные войны» между университетскими школами различных университетов. Дело в том, что археологи имеют все шансы определить лишь относительную датирование. Больше древние исторические горизонты лежат поглубже. Абсолютная же датирование – штука неописуемо сложная. Здесь нередко может посодействовать какой-нибудь жалкий глиняный черепок либо остатки надписи на стене. Непосредственно поэтому такие мелочи чрезвычайно ценные для археологической науки, а уже из-за потеряла среди руин личной печати правителя, археолог способен пойти на смертоубийство.
Следует заметить, что на данном общеизвестном для археологов и историков прецедент трудностей датирования паразитирует «новая хронология». Способ, который лежит в основе «новой хронологии», был предложен еще в конце 19-го век Николаем Морозовым, которые старались связать действия, описанные в Евангелии с известными науке астрономическими появлениями. Археологи и историки из тех пор удачно используют для датирования факты астрономии и иных естественных наук. Но никаких суровых прорывов, а тем более, кардинальных перемен в восприятии исторического процесса, на коие настаивают приверженцы «новой хронологии», эти способы не дают.
Но вернемся с неб на землю. Вернее под землю, где археологи ведут раскопки. Иной образ сохранить давность для потомков – тормознуть на каком-то периоде, убрать3 или практически снять все больше поздние, верхние, пласты. Избранный же для презентации шарь реконструировать: достроить стены, возобновить контур стен и зданий и открыть объект для посещения туристов.
Еще раз образ сохранить давность – просто не рыть. Археологи стараются вычислить местоположение самых «вкусных» домов: храмов, ворот, архивов и дворцов. А наименее привлекательные места оставить для грядущих поколений исследователей. Предполагается, что потомки окажутся больше умными нас и вооруженные они станут более продвинутыми технологиями. Хотя я подозреваю, собственно что главная причина кроется прежде всего в ограниченном финансировании: пока же есть деньги – арехолог копает, средства заканчиваются – свертывает свои кирки-лопаты и отчаливает в библиотеку, писать статьи.
С Тель-Арадом дело идет по-другому. Потому что город был полностью оставлен в конце периода ранешней бронзы и в дальнейшем люди на пространстве древнего города не селились, перед исследователями не стояла проблема: которые слоя раскапывать, сирич рушить, а которые сохранить для обзора гостей. Решили сохранить и исследовать верхние, найпизниши, пласты. Данный пласт есть остатки города, кот-ый существовал здесь в раннем бронзовом столетии. Сообразно библейской хронологии, этот период предшествовал времени праотцев (Авраама, Исака и Якова). То есть речь идет о глубочайшей давности, когда, по представлению множества исследователей, население Ближнего Востока, подобно Аврааму, жило в шатрах и вело бродячий образ жизни.
Но археолог Рут Амира оказала абсолютно не остатки лагеря кочевников, а осевшее поселение, объемы которого на порядок превышали объемы большинства городов, построенных через тыщу лет. И поселение это было выстроено не в комфортном климате, а на границе с пустыней, где число осадков в среднем не превышает 200 мм на год.
Как же обитатели города справлялись с недостатком воды? Естественно, мегаполис был окружен стеной. Стена, как и в иных древних городах, служила защитой от воров-кочевников. Однако характерная деталь – стенку выстроили на гребне холмов этим образом, чтобы никакая капля воды, кот-ая выпадает над территорией города, не вытекала наружу. В регионе Арада дожди редчайшие. В лучшем случае, ливень идет всего лишь несколько часов на год. Но несмотря на все вышесказанное дожди эти очень интенсивные и на некоторое количество часов улице города превращались в бурлящие струи. На крышах и на улицах были устроены водостоки, по коим эти ручьи стекали в наиболее невысокую точку города и попадались в подземную водохранилище^-водохранилище-цистерна-водохранилище. Стенки цистерны были изложены каменной кладкой и обработанные известью. Можно сказать, что раз дождь поил город весь год.
Хотя в цистерне скапливалась не только дождевая вода. Она внедрялась сюда кроме того из водоносных горизонтов, которые пребывали под городом. Надо сказать, собственно что таким образом собиралось довольно воды не лишь только для того, чтобы поить мегаполис на протяжении нескольких лет. Воды хватало и для скота, и для возделывания злаков. Например что город процветал.
Однако вблизи 2650 года к н.э. город был покинут жильцами. Причины этого могут быть резни: резкое перемена климата, набеги кочевников, социальные потрясения, эпидемия… Спустя тысячу лет здесь появилась маленькая пограничная крепость, обороняла южную грань Иудейского царства. Но это, как рассказывается, уже совсем другая история.
Вы находитесь: События > Новости > Тель-Арад. Что прячется под курганами в пустыне?